Интегрированный подход к использованию средств обучения в процессе подготовки специалистов техническ

         В последнее время интеграция в современной системе образования идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Подходы к использованию средств обучения – одно из активных направлений поиска новых педагогических решений, способствующих улучшению качественных показателей обучения и развитию профессионального потенциала студентов с целью более эффективной подготовки специалистов-аграриев. Одним из путей развития профессиональных навыков у студентов технического направления является, на наш взгляд, именно комплексный подход к обучению, так как такой тип занятий активизирует познавательную деятельность студентов. Тематическая интеграция в практическом обучении включает не только интегрирование двух-трех дисциплин, но и  комплексное применение средств практического обучения.
         Именно на использовании такой методики построена работа учебно-практического центра Новокаховского колледжа. За период  деятельности с 1999 года слушателями центра стали 9207 лиц, из них студентов - 90%, преподавателей и семинаристов - 10%.
         Центр организовывает и осуществляет подготовку по 19 видам учебных, технологических и преддипломных практик для студентов высших учебных заведений по направлениям подготовки:
  • "Техника и энергетика аграрного производства" 
  •  "Геодезия и землеустройство"
  •    "Прикладная экология"
  •   "Менеджмент и администрирование"
  •   "Экономика и предпринимательство"
  •  "Автоматика и управление"
          Значительное внимание уделяется сотрудничеству с профессионально-техническими учебными заведениями аграрного профиля. Центром создан полный  комплекс учебно-методического обеспечения практик студентов, а его использование дает позитивные результаты и является залогом высокого уровня квалификации будущих специалистов.
          За годы работы мы много пробовали, меняли и сейчас можем подвести определенные итоги, которые позволяют определить критерии эффективности проведения практического обучения. 
          Для успешной реализации интегрированного подхода нужно разработать проведения практики, определить уровень подготовки студентов и цель занятия,  при необходимости провести корректировку хода работы, после чего непосредственно выполнить программу занятий с последующим закреплением навыков и умений на базовых хозяйствах. Результативным показателем проведенной работы является выходное тестирование практикантов, что дает возможность нам провести анализ достижения целей и формирование выводов для создания базы данных.
          Например, учитывая неодинаковый уровень подготовки групп студентов, которые прибывают к нам в учебно-практический центр из учебных заведений с разной материально-технической базой, возникла необходимость разработки входного тестирования. Цель - определение уровня теоретической подготовки каждого студента для комплектования рабочих звеньев по 4-5 человек с одинаковым уровнем знаний.
           Результативность  проведения практики можно проверить с помощью выходного тестирования, что даёт возможность провести объективную оценку  на каждом рабочем месте и  по группе в целом.
          Для успешного проведения практики нужно четко определить цели обучения. Например, при проведении практики «Эксплуатация машин и оборудования» на одном из рабочих мест необходимо научиться выполнять технологическую наладку, комплектацию и проводить работы на уборочных агрегатах.
          Для оптимизации рабочего времени наладка агрегата изначально проводится в виртуальном режиме на автоматизированном рабочем месте. При этом студент имеет возможность неоднократно и поэтапно выполнять задание на персональном компьютере. После этого студенты выполняют задания на рабочих местах согласно графика перемещения звеньев.
          Местонахождения учебно-практического центра дает возможность эффективно использовать производственный потенциал  нашего региона. В этом направлении колледж тесно сотрудничает с 39 передовыми хозяйствами Херсонщины.
          Договорные отношения дают возможность проводить ознакомительные экскурсии и практические занятия на производстве.
          Для подготовки студентов технического направления активно используется материально-техническое оснащение таких предприятий:
  • ДП ОХ «Каховское» которое специализируется на животноводстве, выращивании технических культур с использованием орошения дождевальными машинами и  зерновых культур на богаре; 
  • ОАО «Каменский» - специализируется на садоводстве, виноградарстве, выращивании зерновых и технических культур;
  • ЗАО «Фридом Фарм Интернешнл» специализируется на выращивании зерновых, производстве кормов, свиноводстве; 
  • ДП «ДАФ им. Солодухина» специализируется на садоводстве,  виноградарстве, овощеводстве на  капельном орошении, переработка и хранение произведенной продукции; 
  • ГУ "Новокаховський рыбоводный завод частиковых рыб" – занимается разведением мальков частиковых рыб на площади более 850 га водного зеркала.  
  • ГНС Каховского магистрального канала которая обеспечивает подачу воды в Каховскую оросительную систему с раходом воды более 530 куб.м/с 
  • Северо-Крымский канал выполняет функции орошения и водоснабжения засушливих земель юга Украины;
  • комплекс Каховской ГЭС – построенный в 1956 году и состоящий из плотины, шлюза и водохранилища обеспечил судоходность Нижнего Днепра, выработку 1170 млн кВт электоенергии в год и дал возможность создать гидромелиоративный комплекс юга Украины;
  •  Херсонские магистральные электрические сети (ХМЭС) обеспечивают безперебойную подачу электроенергии по области; 
  • ОАО АПФ "Таврия" - занимает лидирующее место среди производителей престижных коллекционных и марочных коньяков в Украине; 
  • ЗАО "Чумак" – ведущий производитель продуктов питания на Украине с использованием новейшего оборудования и технологий;
  • Фермерское хозяйство «Едельвейс» - одно из первых тепличних хозяйств в Украине, занимающееся выращиванием клубними;  
  • ЗАО «Завод крупних электрических машин» занимается производством крупногабаритных электродвигателей и генераторов.  
  • Особое внимание хотелось бы уделить ОАО «Дніпровська перлина».
         Это молодое предприятие имеет огромный потенциал, специализируется на выращивании овощей на капельном орошении. Имеет полный комплект импортной техники для полного цикла полевых работ от основной обработки почвы до уборки урожая:
-  оборотные плуги и универсальная почвообрабатывающая машина;
-  культиватор-грядообразователь и сеялка точного высева;
- опрыскиватели и комбайны.
         На его базе закрепляют свои знания механики и гидротехники, как студенты наших учебных заведений, так и студенты учебных заведений дальнего зарубежья. В мастерских хозяйства с помощью иностранных специалистов выполняются ремонтные работы импортной техники, в которых принимают активное участие и наши студенты.
          Выполнить программу практики на производстве,  изучая и обслуживая гидротехнические сооружения, водопроводные сети, системы капельного орошения или полива дождевальными машинами практически невозможно из-за больших площадей,  на которых они находятся. Поэтому для выполнения ранее изложенной схемы прохождения практики в колледже были созданы полигон капельного орошения, и действующая  система поливных сетей с арматурой, насосной станцией и фрагментом дождевальной машины «Днепр». Изучение фрагментов машины «Фрегат» проводится в лаборатории. Для использования навесных машин предусмотрен трактор Т-150К и дальнеструйная дождевальная машина ДДМ-100, навесная машина ДДА-100 с трактором ДТ-75М, передвижные насосные станции СНП-50/80. На оборудованных рабочих местах студенты проходят практическое изучение узлов и механизмов с разборкой, сборкой и регулировкой. В лаборатории гидравлики студенты рассчитывают и практически проверяют норму внесения удобрений на капельном орошении используя инжектор Вентури, монтируют элементы системы капельного орошения.
         Для проведения практики студентов специальности «Монтаж,  обслуживания и ремонт электротехнических установок в АПК» разработан универсальный стенд с использованием новейших сертифицированных средств автоматизации. Этот стенд даёт возможность собирать более 70% электрических схем, как одиночных двигателей так и поточных технологических линий со сложным принципом автоматизации, из перечня работ по дисциплинам «Электропривод» и «Автоматизация технологических процессов». Заключительным этапов проведения данных видов робот является закрепление навыков на пульте управления таких предприятий, как Каховская ГЭС.
         Для исследования световых характеристик ламп высокого давления разработан стенд, позволяющий включать их в необходимой последовательности или комбинации, что в свою очередь сокращает время между исследованиями.
       Наиболее ярким примером интеграции может служить практическая подготовка студентов специальности «Обслуживание интеллектуальных интегрированных  систем». На занятиях широко используются пакеты прикладных компьютерных программ для составления схем и проверки их работы в виртуальном режиме, после чего на рабочих местах производится монтаж данных схем и пробный запуск.
         В процессе приобретения будущими специалистами профессиональных умений и навыков сотрудниками нашего центра постоянно внедряются новые формы и методы обучения.
         Отдельно хочется акцентировать внимание на обновлении материально-технической базы, так как во время проведения практик используется учебно-производственный комплекс колледжа, который включает в себя учебно-производственные мастерские функционирующие в учебных и производственных целях. Выполнение работ по заказу дает  возможность студентам участвовать в реальном производственном процессе и поддерживать технику и оборудование, которое есть в наличии в исправном состоянии. В структуру учебно-производственных мастерских входят также пункты технического обслуживания и диагностирования тракторов и автомобилей; участки по ремонту электрооборудования автомобилей; цеха где проводят токарные, слесарные, кузнечно-сварочные и другие виды работ из обработки металлов.
        Наряду с имеющимися диагностическими приборами ИМД-ЦМ и мотор-тестером JT-254 приобретено современное диагностическое оборудование - мотор-тестер на базе USB- осциллографа для определения параметров карбюраторного, инжекторного или дизельного двигателя отечественного и зарубежного производства и сканер на базе СКАНМАТИК для диагностирования через электронный блок всех эксплуатационных параметров автомобиля.
        Заполняя время, пребывания в учебно-практическом центре,  с целью расширения кругозора для студентов организовываются различные программы культурно-воспитательного направления это краеведческие экскурсии по музеям города, в заповедник «Аскании-Нова» и «Алешковские пески», а также оздоровление на берегах Черного и Азовского морей, спортивные соревнования и  встречи со студентами колледжа.
        Последнее три года для студентов специальностей «Прикладная экология» и «Организация обслуживания в туристических комплексах» учебно-практический центр проводит практики по зеленому туризму и краеведенью. С этой целью разработан программный материал и туристические маршруты.    
Меню сайта
Форма входу
Пошук
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0